Без головы неудобно: есть и пить нечем
Вот всё у этих шустрых мерзких созданий не как у людей.
Кровь не красная, даже не голубая – белая. Причём никаких тебе вен-артерий-капилляров – свободно течёт по туловищу, обходясь без сосудов.
Каждый глаз состоит из четырёх тысяч сегментов, позволяющих расширить кругозор действительно чуть ли не до кругового обзора. Поэтому таракан прекрасно видит подкрадывающихся людей с тапками и газетами и всегда успевает удрать. Тем более что бегать он умеет со скоростью до четырёх километров в час, да ещё и по 25 раз за секунду меняет направление. И плавать умеет. И задерживать дыхание на сорок минут.
Тараканьи бега – нескучное зрелище. Отдельные натренированные особи развивают спринтерскую скорость. В 1991 году зафиксирован рекорд – 5,4 км/час. Пропорционально размерам он соответствует 330 километрам в час довоенного биплана фирмы «Райт»! Но спортивные навыки таракан демонстрирует не всегда – только примерно четверть жизни (а живёт, между прочим, до пяти лет). Остальное время неподвижен, поскольку спит.
Самое любопытное, что если насекомому отрезать голову, он, конечно, умрёт, но не сразу. Дней через десять. От жажды. (Без еды он бы больше месяца продержался). Просто пить нечем будет. А больше ему голова особенно-то и не нужна – разве что для кругового обзора. Дышат тараканы не носом, а маленькими отверстиями – дыхальцами, расположенными на всех сегментах тела. Мозг не в голове, а тоже равномерно распределён по туловищу ганглиями – скоплениями нервной ткани. Так что обезглавленное насекомое может двигаться и реагировать на прикосновение. И голова ещё несколько часов способна жить и усами шевелить…
Почему ещё уничтожение тараканов такая сложная задача: живучи очень. Динозавры вымерли – а этим хоть бы хны. Не то что к химии, которой их травят, приспосабливаются – к радиации устойчивы. В атомном реакторе жить способны. Во всякой домашней электронике комфортно себя чувствуют. Телевизоры, компьютеры и стиральные машины воспринимают как замечательное «отапливаемое» убежище и отличный «инкубатор» для выведения потомства.
В человеческих жилищах тараканам вообще комфортно. Тепло, много воды и еды. Кроме обычных продуктов (особенно уважают белый хлеб и пиво) насекомые с удовольствием слопают домашние растения, мыло, чернила, книги, кожаную обувь – всё, кроме металла и стекла.
О пользе таракана для народной медицины и национальных кухонь
Таракан – существо не только визуально противное, но и вредное для человеческого здоровья. Всякую инфекцию распространяет – от дизентерии до гепатита. И яйца паразитов переносит. А тараканьи экскременты способны вызвать аллергию и даже астму. Так что дезинсекторам приходится ещё и дезинфекцию проводить в помещениях, где они травят насекомых.
Заразность тараканов не мешает народной медицине использовать их как лекарство. Чай, настоянный на тараканах, вроде бы лечит водянку; пожаренные вместе с чесноком насекомые – желудочные расстройства. Восточная медицина рекомендует тараканов сушить и толочь в порошок: говорят, полезно при избавлении от болезней мочевыводящих путей.
Многие не приобщённые к цивилизации племена охотно употребляют тараканов в пищу. Впрочем, и в такой изысканной кухне, как китайская, популярны засахаренные тараканы. А что? Полезный продукт: белка в нём втрое больше, чем в цыплёнке!
Немного об энтомологии и этимологии
Во всём мире тараканов называют «кукарача». Это испанское слово перекочевало в английский в начале XVII века.
Происхождение русского аналога этимологи точно установить не могут. Предполагают, что слово происходит от чувашского tar-aqan («убегающий») или от тюркских täz («убегать»), tarcan («сановник»). Действительно, начальство размножается, как тараканы…
Пренебрежительные «человеческие» ассоциации с этим словом вообще распространены у разных народов. Мы именуем рыжего таракана прусаком, а чехи – швабом. (Пруссия и Швабия были когда-то самостоятельными германскими государствами). В средневековье, когда итальянские города Сиена и Флоренция враждовали друг с другом, тараканов «обзывали» флорентийцами (в Сиене) и сиенцами (во Флоренции).
Наши и «не наши»
Из четырёх с половиной тысяч существующих на планете видов тараканов лишь три десятка – синантропные («одомашненные» то есть). Примерно столько же встречаются на российских просторах в дикой природе.Синантропов три: чёрный таракан, рыжий (прусак) и каштаново-коричневый американский. В российских домах «селятся» чёрные и рыжие. Первые крупнее, но менее выносливы, бороться с ними проще. Более хитрых прусаков вывести гораздо труднее.
Некоторые тропические насекомые достигают 20-сантиметровой длины. Это они сильно измельчали по сравнению с палеозоем, когда – ещё до динозавров – встречались полуметровые тараканы.
На Мадагаскаре живут шипящие тараканы. Они действительно шипят, когда ползут: дорогу так себе расчищают. Их «голоса» часто используют киношники для звуковых эффектов. А некоторые любители экзотики не брезгуют держать громадных мадагаскарских насекомых в качестве домашних животных.
Мексиканские девушки носят тараканов у сердца
Не во всех традиционных культурах тараканы вызывают отвращение. В российской, например, считалось, что эти «домашние животные» приносят счастье. Для чего многие волны переселенцев из европейской части страны в Сибирь и на Дальний Восток специально прихватывали с собой из родных деревень «талисман». Себе на голову. Тараканы с удовольствием размножились на новых местах.
В наших крещенских гаданиях было и такое: девушки клали под подушку большого таракана, чтобы приснился жених. А их мексиканские ровесницы и сейчас ловят представителей единственного на земле вида крылатых и летающих тараканов Megaloblatta longipennis и носят на золотой или серебряной цепочке как медальон. Оказывается, после линьки эти тараканы выглядят довольно нарядно – их «одёжка» напоминает перламутр.
И ещё несколько любопытных фактов
• После одного оплодотворения тараканиха способна ещё шесть-восемь раз зачать самостоятельно: она умеет сохранять семя. И каждый раз откладывает по сорок яичек. Итого от 240 до 320 «младенцев». Если бы подавляющее большинство не умирало по естественным и насильственным причинам, среди которых профессиональная дезинсекция – не самый незаметный фактор, на Земле нельзя было б шаг сделать, не наступив на таракана.
• Не исключено, что именно он виновник глобального потепления. Дело в том, что тараканы каждую четверть часа пускают газы. Даже после смерти продолжают делать это на протяжении 18 часов. Пятая часть всего метана, выпускаемого на земле, принадлежит насекомым. И тараканья «доля» не мала.
• Упав на спину на ровной поверхности, таракан не может перевернуться и умирает. Поэтому некоторые средства по уничтожению тараканов имеют в своём составе вещества, которые парализуют мышцы насекомых.
• В африканских и южноазиатских тропиках водится изумрудная тараканья оса. Она охотится на насекомых, намного крупнее её по размерам, весьма своеобразным способом – зомбируя их. Яд осы лишает таракана способности передвигаться по собственному желанию. Охотница приводит жертву за усы в свою нору и откладывает на таракана яйца. Вылупившиеся личинки пожирают горемыку.